Украина после «Минска-2»
На Юго-Востоке Украины официально объявлено перемирие, которое дает шанс оставшимся в живых жителям Донецка, Луганска и других городов и сел региона возвратиться к мирной жизни. Однако многие политики, эксперты и влиятельные СМИ считают наступивший мир крайне хрупким и недолгим.
В оценках результатов «Минска-2» мнения различных сторон украинского конфликта и вовлеченных мировых держав являются совершенно разными.
Так, многие украинские политики и обозреватели считают итоги 16-часовых переговоров в Минске и достигнутые соглашения фактическим поражением и даже «унижением» президента Петра Порошенко. Свои аргументы они подкрепляют ссылкой на продолжение боев и после 15 февраля (день официального вступления в силу перемирия), в том числе с применением тяжелых вооружений в «дебальцевской мясорубке». То есть, по их мнению, ополченцы ДНР и ЛНР, называемые «сепаратистами» открыто нарушили первые два пункта минских соглашений из 13. За всем этим видится «скрытая рук» Москвы.
Помимо этого, немало украинских СМИ полагают, что в Минске при поддержке лидеров Германии и Франции Владимир Путин попросту вынудил Петра Порошенко пойти на ряд «болезненных для Киева компромиссов». Итоги «Минска-2», по их оценкам, сводятся к «замораживанию» конфликта и «созданию сепаратистского анклава под российским влиянием на территории Украины».
В подкрепление своего вывода украинские масс-медиа указывают, что ни ДНР с ЛНР, ни Россия не были готовы оставить Дебальцево под контролем Украины, так как этот узловой город железнодорожного и автомобильного сообщения между Донецком и Луганском крайне важен для снабжения ополченцев российским оружием.
Тональность украинских СМИ по поводу перспектив дальнейшего урегулирования ситуации на Юго-Востоке зачастую содержит пессимистические выводы. Многие считают, что войну на Донбассе Украине своими силами не выиграть и поэтому для Киева крайне важно получение от США и других западных партнеров современного вооружения и иной помощи. Кроме того, считается целесообразным продление режима внешних санкций против России и ДНР с ЛНР.
Одним из главных выводов для Украины, как полагают наиболее крайние украинские журналисты, стало то, что Европейская дипломатия достигла границ возможного и не нашла более правильного выхода, чем «умиротворить» Россию.
В целом в унисон с украинскими пестрят обвинениями в адрес России и европейские масс-медиа. Так, недавнюю поездку Владимира Путина в Будапешт с целью возобновления газового контракта с Венгрией, который истекает в этом году, оценивают как стремление России показать, что она не настолько изолирована, а среди лидеров стран ЕС имеются политики типа Виктора Орбана, готовые на развитие и укрепление торговых связей с РФ, несмотря на санкции.
Что касается украинского кризиса, например, немецкие СМИ подчеркивают, что Минские переговоры завершились «поражением» Петра Порошенко, которому теперь придется идти на уступки ополченцам, и договариваться с лидерами ДНР и ЛНР о том, как восстановить разрушенный регион и кто будет за это платить.
Сегодня со вступлением в силу минских соглашений перед украинской центральной властью, даже с учетом прекращения активных военных действий, встают не менее сложные проблемы. Теперь Киеву придется возобновить выплаты пенсий, зарплат и пособий в пока неподконтрольных ей районах Юго-Востока. Но уже сейчас украинские политики заявляют, что такое финансирование и возобновление банковской деятельности начнется после исполнения на Донбассе других пунктов «Дорожной карты» - местных выборов по украинским законам и т.п.
Кроме того, возникает проблема восстановления разрушенных войной объектов промышленности, инфраструктуры, жилых и административных зданий. Только на восстановление аэропорта в Донецке уйдут огромные финансовые средства, а центральные власти испытывают существенные сложности с бюджетом.
Помимо этого, статья 4 «Дорожной карты» предполагает проведение на оккупированной территории Донбасса местных выборов под началом украинской власти и предоставление неподчиняющимся Киеву районам особого статуса. В целом власти Украины должны внести изменения в конституцию для реализации программы введения особого статуса Донбасса. С одной стороны, Киев не признает представителей Донецка и Луганска легитимными властями, но предполагается создание «народной милиции» из бывших ополченцев.
Проблема пограничного контроля откладывается на конец 2015 года, но право украинских пограничников на его ведение вступит в силу только после предоставления Киевом особого статуса Донбассу, то есть после фактической децентрализации государства.
Вопрос реализации в полной мере минских соглашений является крайне сложным, так как между сторонами конфликта не только возросло недоверие, но и в дальнейшем еще возникнет немало споров.
Официальному Киеву придется приложить немало усилий, чтобы не только наладить нормальную жизнедеятельность органов власти и экономическую активность в восточных областях, но и чтобы обрести доверие в глазах простых жителей, которым пришлось покинуть родные места или прятаться от бомбежек и артобстрелов. Некоторые граждане, потерявшие близких, озлоблены на центральную власть и попросту не смирятся с вариантом возвращения под управление со стороны Киева.
Помимо всего президенту П.Порошенко предстоит держать удар в политэлите, отчитываясь перед «ястребами» за причины провала в военной кампании на Донбассе. Определенным оправдательным аргументом может послужить то, что Киеву пришлось уступить требованиям России, а также Германии и Франции, поскольку уже вставал вопрос о жизнеспособности украинского государства. И примечательно, что Запад в лице МВФ в это время преподнес Украине долгожданный кредит на сумму 40 млрд. долларов.
В дальнейшем развитие ситуации на Донбассе и Украине просматривается как возможный зыбкий мир, а конфликт грозит перерасти в долговременный и «замороженный» по примеру Приднестровья, с вероятностью возобновления отдельных вспышек насилия и даже новых военных действий.
Для России сегодня требуется налаживание диалога с договороспособными политиками в Киеве и оказание влияния на Запад, чтобы Украина не вступила в НАТО. От продолжения помощи ДНР и ЛНР при любом из вариантов Россия в ближайшее время не откажется, а срыв киевскими властями минских соглашений может дать дополнительные козыри российской стороне и руководителям «непризнанных республик».
Примечательно, что в Минске тональность руководителей ДНР и ЛНР А.Захарченко и И.Плотницкого во время их выхода к прессе была достаточно жесткой. Они заявили, что Украина должна измениться и многое сегодня в руках политиков в Киеве. Любое неисполнение украинскими властями минских соглашений или отход от них дают право «народным республикам» в одностороннем порядке отказаться от реализации решений «Минска-2», заявили оба руководителя.
В свою очередь, в Киеве уже начинают новые шаги для реализации мирного процесса по своему видению.
Однако данные планы Киева уже вызвали жесткую критику со стороны России. Заявления о приглашении на восток страны миротворцев ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять минские договоренности, заявил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин. Он отметил, что по минским договоренностям в Донецкой и Луганской республиках будут создаваться свои отряды милиции, а наблюдение за районом разъединения будет возложено на ОБСЕ.
Похоже, что конфликт попросту переходит на новый виток противостояния…
Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter