Узбекистан: ближайшие годы пройдут без изменений
На фоне драматических событий на Украине, а также непрекращающихся боевых действий в Сирии, Ираке и Йемене несколько отодвинуты в «тень» другие важные для постсоветского пространства события. К их числу можно отнести состоявшиеся в конце марта президентские выборы в Узбекистане.
В «выборной гонке» приняли участие кроме действующего президента страны Ислама Каримова выдвиженцы от основных политических партий, входящих в парламент: Х. Кетмонов – от НДПУ, Н.Умаров – от социал-демократической партии «Адолат» и Акмаль Саидов – от демократической партии «Миллий тикланиш».
Эксперты отмечают, что борьба между кандидатами прошла в традиционном для узбекского общества ключе, когда в целом хотя и была альтернатива, но победитель известен заблаговременно. Соперникам И.Каримова осталось быть только статистами, а их предвыборные программы даже и не предлагали какой-либо альтернативы или новизны, даже в экономическом и социальном разделах.
Все кандидаты совершили выезды в регионы и провели встречи с избирателями при переполненных залах. Они отмечали успешность «узбекской модели» развития и положительные результаты в экономическом и социальном развитии страны за годы независимости.
В то же время, на фоне твердой и устойчивой власти в глазах населения и не просматривается каких-либо сильных и харизматичных фигур хотя-бы среди правозащитников или отстраненных от власти политиков, не говоря уже об оппозиционерах.
В настоящее время эксперты отмечают, что открытой и легально действующей оппозиции в стране попросту нет. Активные политические противники власти либо находятся за рубежом (известны одна или две персоны, о которых знают только немногие в Узбекистане), либо ушли в подпольные ячейки различных религиозных экстремистских организаций. Так, спецслужбы эпизодически выявляют группировки «Хизб-ут Тахрир» или ИДУ, а основная часть вооруженных «непримиримых» противников действующей власти находится в Афганистане или в Пакистане.
Продолжение эпохи И.Каримова оставляет Узбекистану шанс продолжать идти собственным путем, невзирая на эпизодическую внешнюю критику со стороны западных партнеров, или на бурные интеграционные процессы на постсоветском пространстве – развитие Таможенного Союза и ЕАЭС.
Ислам Каримов изначально сделал ставку на эволюционное развитие и не рискует осуществлять кардинальные перемены, ни в политической, ни в социально-экономической сфере. Тем не менее, рыночные реформы в стране осуществляются и имеют определенные успехи в различных секторах. При этом, ведущие гиганты индустрии и промышленные предприятия узбекское руководство постаралось оставить полностью или частично в руках государства. Однако имеются проблемы в агросекторе, где в том же хлопководстве в основном применяются традиционные советские методы сбора – привлечение госслужащих, студентов и других на уборку хлопка и др.
Остается крайне сложным положение в социальной сфере, так как на фоне быстро растущего населения власти не имеют возможностей обеспечить всех работой и около 5-6 миллионов граждан вынуждены проживать и зарабатывать в России, Казахстане, Южной Корее и других странах.
Тем не менее, экономические показатели Узбекистана выглядят достаточно оптимистичными и предпосылок к резкому ухудшению ситуации не просматривается. Рост ВВП последние 4 года остается стабильным и составляет 7–8 проц., а за 2014 год — 8,1 проц. В текущем году в Узбекистане прогнозируется рост ВВП около 6 проц. Профицит бюджета составил в 2014 году 0,2 проц., внешнеторговое сальдо — 180 млн. долларов США. Золотовалютные резервы возросли на 1,6 млрд. долларов.
Даже при схожей на социалистическую модели экономике, инвестиции в 2014 году составили 14,6 млрд. долларов (по сравнению с 2013 годом – рост почти на 11 проц). При этом 3 млрд. составили иностранные инвестиции. Немаловажно и то, что более 70 проц. инвестиций направляется в промышленный сектор и около половины из них – в машиностроение. Если внешние наблюдатели всегда говорили о сельскохозяйственной превалирующей в экономике, то уже около 25% ВВП Узбекистана составляет доля промышленности, что говорит о динамике развития индустрии.
Тем не менее, при сравнении показателя ВВП на душу населения (около 2 тыс. долларов США), Узбекистан значительно уступает Казахстану. Приминая во внимание высокие показатели рождаемости населения, для увеличения этой цифры узбекским властям придется предпринимать достаточно большие усилия.
Если социальную и экономическую составляющие Узбекистана можно считать достаточно стабильными, то в политической сфере внешние наблюдатели все чаще говорят о транзите власти. При этом совсем недавно общественность взбудоражили сообщения оппозиции об ухудшении состояния здоровья президента.
Тем не менее, Узбекистан является специфической страной, где в политической элите доступ к дворцовым тайнам имеет крайне узкий круг людей и они же, как раз и будут решать вопрос о преемнике. При этом за долгие годы правления Ислам Каримов сумел путем сдержек и противовесов во власти создать баланс сил между различными политическими кланами и финансово-промышленными группировками. Эксперты отмечают как наиболее сильные ташкентский и самарканский кланы, а также несколько отдаленную от них ферганскую группу. В то же время, даже это деление является условным, так как многие политики за десятилетия как породнились с представителями других кланов, так и обросли связями с ними, либо отдалились от каких-либо решающих фигур из своего клана.
В то же время, нельзя игнорировать и председателя СНБ Рустама Иноятова, который внешне и не претендует на власть, но может оказаться решающей фигурой при определении преемника, а сам постарается стать «серым кардиналом» на политическом Олимпе.
Однако, такие прогнозы экспертов следует считать прицелом на весьма дальнюю перспективу, а при действующем главе государства Узбекистан сохранит прежние подходы к формированию внутренней политики – опора на государственность и крайне осторожный эволюционный путь развития.
На внешнеполитическом направлении официальный Ташкент сохранит прежнюю практику выстраивания отношений с партнерами, преимущественно в двустороннем формате, стараясь избегать блоковых вариантов. Показательны примеры вхождения Узбекистана в ГУУАМ и ОДКБ, а также последующего выхода из этих организаций.
Разновекторность во внешней политике предполагает выстраивание позитивных отношений c различными государствами, как с Россией, так и с США, ЕС и Китаем. В региональном направлении Узбекистан по-прежнему будет оказывать содействие Афганистану, в основном развивая сотрудничество по различным направлениям с северными провинциями ИРА, где имеется значительная узбекская община. В отношениях с Таджикистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном будут сохраняться специфичные подходы, с позиции интересов Ташкента в торгово-экономических вопросах, в первую очередь в экспорте природного газа и получении поливной воды из трансграничных рек – Амударьи и Сырдарьи. Также неизменной и принципиальной останется позиция узбекской стороны по проблеме строительства в Кыргызстане и Таджикистане Камбаратинской и Рогунской ГЭС.
Для Казахстана и в целом для Центральной Азии сохранение у власти в Узбекистане Ислама Каримова означает важность с точки зрения сохранения стабильности в одной из ключевых стран с 30-миллионным населением. С учетом демографических проблем (большие показатели прироста населения, высокий процент молодежи в общей структуре населения), сохраняющейся сложности для властей в решении проблемы занятости, что вызывает естественный выезд части граждан на заработки за рубеж, а также фактора «скрытой оппозиции», любая нестабильность или шаткость в политической верхушке чревата серьезными социальными и внутриполитическими потрясениями. Кроме того, в многонациональной стране имеются и определенные региональные «болевые точки» - это и имеющий экологические и экономические проблемы Каракалпакстан, а также Бухара и Самарканд, где достаточно высока доля таджикского населения.
Помимо этого, следует учитывать, что наиболее эффективно на афганском направлении перекрыты участки границы именно узбекскими пограничниками, а фактор Афганистана будет оставаться одним из главных в региональном аспекте в течение нескольких десятилетий.
Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter