Парламентские выборы в Кыргызстане – ожидание «жаркой» осени
В Кыргызстане 4 октября состоятся парламентские выборы. В 120-мандатный Жогорку Кенеш намереваются пройти 34 политических партии. Особенностью политического ландшафта страны является действительное обилие партий, которые к тому же нередко создаются политиками, вышедшими из других партий или решившими объединить усилия в электоральный период.
Одна из наиболее слабых в экономическом плане стран региона идет впереди своих соседей по политическим реформам и свободе слова. С 2010 года Кыргызстан перешел к парламентско-президентской системе государственного управления.
При этом нынешние парламентские партии вновь претендуют на мандаты в Жогорку Кенеше будущего созыва. Фаворитами выборной гонки называют не более 7-8 партий, и в этот список входят все нынешние парламентские партии.
Правда, за последнее время произошли некоторые изменения в их раскладе. «Ата-Журт», имевшая наибольшее число мандатов в парламенте пятого созыва, объединилась с партией «Республика». В этом «тандеме» эксперты видят слияние так называемых «северных» и «южных политиков», что, впрочем, характерно и для ряда других объединений политпартий.
«Республика», лидером которой является бывший премьер-министр и достаточно успешный бизнесмен Омурбек Бабанов (неофициально считается самым богатым олигархом) более сильна в Бишкеке и в северных областях. «Ата-Журт» имеет в активе сильную группу «южан», среди которых доминирует Камчыбек Ташиев, известный своим скандальным перелезанием через металлическую ограду парламента, за что он имеет судимость. Слияние этих двух сил, которых поддерживает немало богатых бизнесменов, сделало новую партию «Республика Ата-Журт» одним из главных претендентов на места в Жогорку Кенеше.
Несомненным фаворитом остается СДПК, которую знают как достаточно стабильную политическую силу. В отличие от других партий, депутаты этой фракции меньше всего перебегали в стан других партий. Из рядов СДПК вышли бывшая президент Роза Отунбаева и нынешний руководитель страны – Алмазбек Атамбаев.
В активе партии не только главы ряда министерств, но и руководители некоторых областей и столицы, что немаловажно при проведении выборов. Примечательно, что в 2010 году СДПК уже обвиняли в скрытом использовании административного ресурса, что имеет под собой основание, так как результаты голосования по Бишкеку подсчитывались крайне долго и, они же в итоге повлияли на окончательный расклад сил.
Другим «черным пятном» на репутации СДПК стало недавнее задержание спецслужбами депутата Жогорку Кенеша Хаджимурата Коркмазова с обвинением в вымогательстве взятки в крупном размере. Вместе с ним по аналогичному обвинению был задержан и руководитель Аппарата президента Данияр Нарымбаев. Президент А.Атамбаев поспешил откреститься от данных лиц из своего окружения, заявив, что перед законом все равны и суд решит – виновны два этих представителя СДПК или нет.
Еще одна из «партий-старожилов» «Ата Мекен» тоже переживает не лучшие времена, хотя и считается одним из фаворитов электорального процесса. Партия оказалась в центре «мародерского скандала», когда сразу нескольких депутатов обвинили в присвоении имущества бывшего президента страны Курманбека Бакиева. Бессменный лидер партии Омурбек Текебаев также ранее оказывался фигурантом различных скандальных видеосъемок и т.п.
К тому же из рядов фракции «Ата Мекен» вышли по различным причинам некоторые известные фигуры, среди которых есть имеющие большие финансовые ресурсы лица, в том числе и владельцы ряда влиятельных СМИ. К тому же, отдельные из них умело пользуются расположением и покровительством посольств европейских стран.
В то же время, «Ата Мекен», которую отдельные обозреватели СМИ называют прозападной силой, неожиданно решила объединить усилия с партией «Улуттар биримдиги», лидер которой бывший мэр г.Ош Мэлис Мырзакматов находится в бегах в связи с заведенным на него уголовным делом. Этот союз сторонников европейских ценностей из «Ата Мекен» и считающихся умеренными националистами «южан» выглядит в глазах электората достаточно необычным.
Однако на политическом пространстве Кыргызстана нет ничего удивительного и многие «тандемы» и «союзы» могут оказаться временными и недолговечными.Так, фракция партии «Ар-Намыс» в парламенте оказалась одной из самых непрочных, так как она, то сотрясалась от споров по вопросу смещения лидера, то делилась на несколько групп. Главная фигура партии – Феликс Кулов в 2010 году привлек в ряды «Ар-Намыс» отдельных одиозных политиков из малых партий, но сегодня они уже перешли в другие партии.
Также и в рядах «Ата-Журт» и «Республики» оказалось немало «перебежчиков», а отдельные вошли в новые партии и усилили их за счет своих финансовых ресурсов или авторитета в некоторых слоях населения.
Уникальным союзом политиков и крупных бизнесменов стало руководство партии «Бутун Кыргызстан Емгек», где объединились умелый оратор и популярный на юге Адахан Мадумаров и олигарх Аскар Салымбеков. При удачном голосовании групп поддержки на Севере и Юге страны эта партия может войти в парламент. Амбициозный Адахан Мадумаров не скрывает обиды от итогов парламентских выборов 2010 года, когда после пересчета голосов, его партия «Бутун Кыргызстан» не прошла минимальный порог. Позже, на президентских выборах А.Мадумаров стал по итогам голосования вторым после А.Атамбаева.
Имеет определенные шансы и партия «Замандаш», которую хорошо поддерживают трудовые мигранты из Кыргызстана. Но после смены руководства в последние годы эта партия стало менее заметной на политическом поле.
Следует отметить, что население не видит особых различий в программах и лозунгах всех партий, вышедших на выборы. Решающую роль сыграют наличие в списках партий известных фигур, а также деньги и земляческо-родовые предпочтения. В ряде мест на мнения обывателей повлияют уголовные авторитеты, путем подкупа или других форм давления. Традиционно более активны на выборах сельские жители, а наиболее пассивным является Бишкек.
Осенью 2010 года на предыдущих выборах особенно активно голосовали представители южных регионов, где немногим ранее произошли межнациональные столкновения между кыргызами и узбеками. Примечательно, что этнические узбеки (занимают второе место по численности после кыргызов) голосовали в 2010 году по разному. Ранее в списки практически каждой партии включались узбекские авторитетные фигуры и некоторые получили мандаты депутатов Жогорку Кенеша.
До выхода партий на старт еще есть некоторое время и, возможно, отдельные из них не смогут найти необходимого для участия избирательного залога, а кто-то пойдет на слияние с другими, более сильными участниками.
Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter