Утраченные иллюзии газового рынка Европы
Странам Запада, ставящим одной из главных целей снижение газовой зависимости от России, не удается добиться в этом существенных успехов. Американские сенаторы и еврочиновники в последние годы пытались препятствовать России в расширении её экспортной газопроводной инфраструктуры. Однако удалось заблокировать строительство только газопровода «Южный поток».
Потребление газа в Европе постоянно растет, но альтернативы российским поставкам практически нет. Согласно оценкам Eurogas, потребление газа в 28 странах ЕС в 2015 году составлявшее 438 млрд м3, в 2016 году превысило 447 млрд м3.
Британские месторождения в Северном море неуклонно истощаются, объёмы добычи в Норвегии падают, Нидерланды – крупнейший производитель газа в Евросоюзе – стали нетто-импортером. Действующий алжирский газопровод выработал свой ресурс, а строительство новой магистрали GALSI в обозримой перспективе не предвидится, поскольку нет гарантий ее полной загрузки. Что касается Трансанатолийского трубопровода TANAP, предусматривающего поставку азербайджанского газа в Европу в 2020 году, то его мощность всего 10 млрд. м3 (3% европейского импорта), из которых 8 млрд м3 пойдет в Италию.
Развеялись надежды на поставки сжиженного природного газа (СПГ). Разрекламированные СПГ-терминалы простаивают, поскольку сжиженное топливо оказалось неконкурентоспособным по сравнению с трубопроводным газом. Например, СПГ-терминал в польской Свиноуйсьце мощностью 5 млрд м3 незагружен: заморский газ на 50-70% дороже российского. Несмотря на громкие заявления Варшавы о достижении энергетической независимости, в 2016 г. поставки «Газпрома» в страну выросли почти на 20%, превысив 10,5 млрд м3.
Увеличение спроса показывают страны, получающие газ по «Северному потоку». Значительно выросли поставки российского газа таким потребителям как Дания (на 160%), Нидерланды (на 90%), Великобритания (более чем на 57%). Это, наряду с более низкой – в 1,5 раза– стоимостью транспортировки по сравнению с транзитом через Украину, является весомым аргументом в пользу строительства «Северного потока – 2». Имея самую низкую в мире себестоимость добычи (менее 30 долларов за 1 тыс. м3) «Газпром» может выдержать любую ценовую конкуренцию.
Реанимируется «замороженный» было проект «Турецкий поток». Несмотря на имеющиеся разногласия, в январе стороны ратифицировали межправительственное соглашение о строительстве первой нитки турецкой трубы. Инвестиции в проект составят около 7 млрд евро. Улучшаются и, бывшие довольно пессимистичными, перспективы строительства второй очереди «Северного потока».
Напомним, что этот проект предполагает прокладку двух ниток мощностью 55 млрд м3 в год от российской Усть-Луги по дну Балтийского моря до немецкого Грайфсвальда. Ожидалось, что в Nord Streem 2 AG (компании-операторе «Северного потока 2») «Газпрому» должно было принадлежать 50%, немецким компаниям BASF (через Wintershall) и E.On (через Uniper), французской Engie, англо-голландской Shell и австрийской OMV– по 10%.
Однако польский антимонопольный регулятор (UOKiK) заблокировал создание этого СП и в компании-операторе сегодня остался только «Газпром». Тем не менее, в «Газпроме» не теряют оптимизма и намерены строить трубу самостоятельно, на основе долгового финансирования.
В 2017 году «Газпром» планирует вложить в газопровод около 111 млрд рублей. Таким образом, сейчас «Газпром» реализует проект самостоятельно, но бывшие партнеры по СП намерены помогать ему по иным схемам. В частности, в конце февраля глава OMV Райнер Зеле заявил, что решение по финансовой модели проекта будет принято в ближайшие месяцы. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер «после всеобщих выборов в Германии» вопреки протестам Польши также планирует поддержать проект строительства газопровода.
Происходящее всё больше угрожает превратить украинские трубы в груду металлолома. И дело здесь не столько в политике (тем более, что новую администрацию США уже не беспокоят будущие проблемы Украины), сколько в самой ГТС. Киев постоянно поднимает тарифы на прокачку газа. При этом газопроводы, запущенные в период с 1977 по 1988 годы, крайне изношены, но не ремонтируются и не модернизируются из-за отсутствия инвестиций.
И если в 2010 году, по данным Минтопэнерго Украины, стоимость обновления ГТС оценивалась в 6,5 млрд. долларов, то сегодня эта цифра, полагают специалисты, достигает 9 млрд. долларов. Собственных средств в Киеве на это нет. Денег от европейцев на ремонт магистралей Украина не получала раньше, не получит их и теперь. Особенно после представленных главой «Газпрома» Алексеем Миллером на прошедшем в июне прошлого года Петербургском экономическом форуме расчетов об экономической целесообразности прокачки газа через «Северный поток-2».
Вот некоторые из этих аргументов. Газопровод, проходящий по дну Балтийского моря без каких-либо развязок, не имеет транзитных рисков и исключает несанкционированный отбор газа, но, главное, более чем на 2 тыс км короче украинского маршрута. Если считать по тарифу 2,5 доллара на 100 км, то общая сумма транзита составит 91,5 доллара, тогда как при тарифе 4,5 доллара (на нём настаивает Украина) стоимость перекачки газа европейским потребителям обойдется уже в 165,5 доллара на 100 км. В итоге при общих затратах на строительство нового газопровода почти в 10 млрд евро, стоимость транзита газа по нему будет почти вдвое дешевле, чем по газопроводам Незалежной.
Следует отметить, что «Северный поток-2» не убивает украинский транзит полностью: остаются поставки в Балканские страны. Сохраняющийся, после ввода в строй этой магистрали, транзит российского газа оценивается в 20 млрд м3. Другой вопрос, что транзит ниже 60 млрд. м3 делает украинскую ГТС убыточной.
Однако Германия, от которой во многом зависит будущее проекта, последовательно продвигает его реализацию. Получив вторую ветку этого газопровода Германия становится всеевропейским газовым хабом, что резко повысит ее (и без того не малую) роль в Евросоюзе. Поэтому Германия интенсивно готовится к реализации проекта. В частности, компания Wintershall («дочка» BASF) ведет предварительные работы для соединения магистрали с немецкой ГТС.
Безусловно, большую роль в судьбе проекта сыграют предстоящие выборы в Германии. Но вывести «Северный поток 2» из под действия Третьего энергопакета, обязывающего оставлять часть мощностей трубопровода свободной для других поставщиков, «Газпром» может и самостоятельно, продавая газ непосредственно с построенного в море газового хаба.
Автор: Сергей Смирнов
Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter