«Остров» Крым: три года после перехода к России
16 марта 2014 года более 95% жителей Крыма на референдуме проголосовали за возвращение в состав России. Как изменилась ситуация на полуострове за три года?
За время пребывания Крыма в составе Украины, происходил износ дорог, ряда производств, бывших всесоюзных здравниц. Поэтому одной из основных задач вернувшей полуостров под свой контроль Москвы стало восстановление хозяйства и обеспечение местному населению достойного уровня жизни, что потребовало огромных вложений.
С этими задачами в целом Россия справляется: ситуация заметно меняется в лучшую сторону. В кратчайшие сроки сформировали новые органы власти, перешли на рубли, провели обмен паспортов, перерегистрировали предприятия и учреждения и т.д.
Благодаря реализации отраслевой госпрограммы объемы промышленного производства по итогам 2016 года выросли на 4,6%, прибыль промышленных предприятий – в 1,6 раза.
Хорошую динамику демонстрирует туристическая отрасль. А ведь в первом туристическом сезоне присоединенного Крыма турпоток на полуостров рухнул с 5,8 млн до 3,8 млн человек, в первую очередь из-за транспортной блокады. И это понятно: более 60% туристов добирались в Крым поездом, 15% – самолетом, остальные – на автомобилях и автобусах.
Однако уже в 2015 году на число отдохнувших на полуострове составило почти 4,6 млн. По итогам прошлого года их количество достигло 5,57 млн человек (правда, планировалось около 7,5 млн.).
В результате туристические доходы российского Крыма выросли в 4 раза, поступления в бюджет от субъектов туротрасли превысили 1,5 млрд. рублей. В этом году очередной аншлаг вряд ли состоится.
Во-первых, имевшийся рост дало не улучшение сервиса, а закрытие Египта с Турцией, а также вмешательство властей, обеспечивших приток отдыхавших за счет государства бюджетников и пенсионеров.
Во-вторых, Керченская паромная переправа и аэропорт работают на пределе своих возможностей. В-третьих, произошедший скачок цен у крымских владельцев отелей и туроператоров при низком уровне сервиса переориентирует часть спроса на европейский и открывающийся турецкий рынки. Кроме того, есть более развитое сочинское и набирающее популярность абхазское направления.
Все это, превратив Крым в экономический остров, осложнило России его содержание, но не вынудило Москву пойти на какие-либо компромиссы по статусу полуострова. Все затеянные «Майданной властью» блокады не только бесславно провалились, но и привели к усилению антиукраинских настроений в Крыму. Большинство жителей отмечают прогресс по сравнению с украинским периодом и оценивают возвращение в Россию однозначно позитивно.
Решена проблема с энергообеспечением. Ранее около 80% энергопотребления обеспечивалось поставками по ЛЭП с Украины. Сейчас полуостров снабжается электроэнергией за счёт собственной генерации и по четырем ниткам энергомоста через Керченский пролив, что обеспечивает мощность 1260 МВт. Плюс к этому в Симферополе и Севастополе строятся две новые ТЭС общей мощностью 940 МВт. Для их снабжения в декабре 2016 года уже запущен газопровод из Краснодарского края мощностью 2 млрд м3 (с перспективой её удвоения).
Ведется ремонт и модернизация изрядно обветшавших за последние два десятка лет электросетей: на эти цели до 2020 года будет потрачено до 12 млрд рублей. Пока местные электротарифы ниже, чем, к примеру, в соседней Кубани (2 рубля за кВт.час против 3,6 рублей), но объединение энергосистемы Крыма с либерализованной ЕЭС России ведет к их росту.
Российское министерство труда обещает крымчанам повышение зарплат и пенсий, но когда это произойдет – неизвестно. Как сказал в своем обращении к крымским пенсионерам премьер Дмитрий Медведев: «Просто денег нет сейчас. Найдем деньги, сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья». И хотя такими пожеланиями сыт не будешь, среди крымчан теперь мало желающих вернуться в сегодняшнюю Украину.
Из-за опасения оказаться под западными санкциями, в Крыму почти нет крупных российских компаний. Так, летом 2014 года на полуострове перестали работать заправки ЛУКОЙЛа и «Роснефти», ушла из аэропорта Симферополя «Газпромнефть–Аэро».
В Крыму присутствует лишь несколько российских банков (РНКБ, Генбанк, БанкРоссия), но и условия хранения депозитов, и условия кредитования (до 20% годовых) отличаются от казахстанских в худшую сторону. По словам предпринимателей, проще взять в долг у частной организации, чем обивать пороги банков, требующих кредитную историю времён Украины, которую негде взять. Из общероссийских операторов услуги сотовой связи предоставляет компания МТС. Есть и свои сети (WinMobile, Крымтелеком, Волна Мобайл), но качество их связи и тарифы отставляют желать лучшего.
Производимого в Крыму продовольствия хватает для удовлетворения лишь трети потребностей. И хотя Крым никогда не был самодостаточен, «благодарить» за это во-многом следует Украину. За годы незалежности площади садов уменьшились в 5 раз, виноградников – более чем вдвое. Почти полностью прекратилось производство молочной продукции, плодоовощных консервов и соков.
Товары завозятся практически только морем через нестабильно (из-за морских штормов) работающую керченскую паромную переправу или сухогрузами – в порты Феодосии, Севастополя, Евпатории. Ситуацию изменит ввод в 2018 году Керченского моста.
После развала Союза ССР в украинском тогда Крыму началась массовая и хаотичная застройка свободных земель с самозахватом общественных и заповедных территорий. Оказались застроены Приморский, Мисхорский и другие парки, розарии Никитского ботанического сада. Такая застройка ведет к разрушению и деградации архитектурного и природного ландшафта.
Воссоединение Крыма с Россией не остановило активную застройку полуострова. Строится огромное количество новых объектов инфраструктуры и жилых домов. Объёмы строительства в 2016 году выросли втрое по сравнению с 2013 годом и полуостров, особенно его Южный берег (ЮБК), необходимо в буквальном смысле спасать от бессистемной застройки, уничтожающей его уникальную природу.
Крым рассматривается сквозь призму девелоперских проектов или как средство получения бюджетных доходов от продажи земли. В частности, проект развития Большой Ялты предусматривает к 2035 году почти двукратное увеличение жилой застройки – с нынешних 3,2 млрд м2 общей площади жилых помещений до 5,8 млн м2. Причем эти параметры не имеют ни экономического, ни экологического обоснования.
Для перелома такой тенденции необходимы кардинальные меры с приданием ЮБК статуса не игорной зоны, а федерального эколого-ландшафтного и историко-культурного заповедника, восстановлением разработанной в СССР и реализуемой до 1991 года концепции «Всесоюзной здравницы». Таким образом, ряд самых острых проблем полуострова за прошедшие три года был решен, а как удастся справиться с остальными – покажет время.
Автор: Сергей Смирнов
Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter