Оценка направлений трансформации экологодемографического и социально-экономического состояния приграничных районов республики Казахстан и сопредельных стран (часть 1)
Положение стран Центральной Азии в международном рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала
Центральная Азия географически представляет собой единый и исторически взаимосвязанный регион, но процесс суверенизации независимых государств Центральной Азии усугубил разрыв единого культурно-исторического и социально-экономического пространства.
Современные тенденции развития человеческого капитала в странах Центральной Азии можно отслеживать по данным международных индексов. Одним из таких индексов является индекс развития человеческого потенциала.
Образование рассматривается как один из ведущих факторов улучшения качества жизни. Казахстан, как и все страны Центральной Азии, имеет более высокий уровень образования при существующем уровне экономического развития республик. Однако на уровень образования негативно сказались снижение объемов финансирования и стандартов образования, эмиграция специалистов в Европу, США, Россию.
По другому показателю ИРЧП, такому как индекс долголетия наиболее высокие показатели имеют области Узбекистана и Таджикистана. Тогда как, самая низкая продолжительность жизни типична для наиболее проблемных территорий в экономическом, природно-климатическом или экологическом отношении.
Для возможностей человеческого развития важное, хотя и не главное значение имеет процесс экономического роста в стране. Экономика стран Центральной Азии и сохраняет темпы роста в последующие годы. Опережающие темпы экономического роста по сравнению с инфляцией позволяют решать проблемы с так называемыми «новыми вызовами глобализации», в частности со старением населения, последовательно реализовывать планы социальной поддержки населения, сокращать уровень бедности и обеспечивать устойчивый рост уровня жизни населения.
Несмотря на положительную динамику роста индекса развития человеческого потенциала Центрально-Азиатского региона, страны продолжают быть зависимыми от ископаемого топлива, неэффективного использования энергоресурсов, и демонстрируется высокий уровень загрязнения воздуха. Выдающийся прогресс в области человеческого развития, произошедший за последние десятилетия в исследуемых странах, не может иметь продолжения без глобальных решительных шагов по сокращению экологических рисков и неравенства.
Одной из составляющих качественного и устойчивого развития Казахстана, как отмечено в «Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира», является «высокое качество и передовые социальные стандарты жизни всех слоев населения» [59].
Причиной столь широкого и массового распространения термина «качество жизни» стало изменение курса всего социального развития. Теперь вместо экономических критериев пришли категории и критерии качества и уровня жизни, а саморазвитие человеческого потенциала стало целью и фактором не только экономического роста, но индикатором эффективной политики государства в области развития человеческих ресурсов.
Проблемы человеческих ресурсов сейчас как никогда стали актуальными в связи последствиями мирового финансово-экономического кризиса: инфляцией, снижением спроса и объемов производства, повышением уровня безработицы, снижением общего уровня жизни. Именно поэтому чрезвычайно актуальными являются научные исследования относительно разработки унифицированных подходов к оценке уровня человеческого развития.
На сегодняшний день существует множество различных методик и критериев оценки качества жизни и развития человеческого потенциала, но одной из устоявшихся и принятых мировым сообществом и, в частности ООН, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - HumanDevelopmentIndex (HDI), введенный в 1990 г. в свою программу развития ПРООН.
ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех равнозначных компонентов:
1. | дохода, определяемого показателем валового национального продукта по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения; |
2. | уровня грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемой продолжительности обучения — (количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области показателей охвата населения); |
3. | долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении. |
ООН рекомендовала всем странам мира в качестве нормативов ИРЧП применять максимальную продолжительность жизни (85 лет) и минимальную (25 лет) при расчете развития человеческого потенциала. Ведется сравнение фактической продолжительности жизни человека с максимальной и минимальной нормой. Уровень ВВП также имеет свои границы (от 100 долларов США до 40000 долларов на душу населения).
Все страны в рейтинге классифицируются по четырем категориям: страны с очень высоким уровнем ИЧР; страны с высоким уровнем ИЧР; страны со средним уровнем ИЧР; страны с низким уровнем ИЧР. В 2013 году десятку лидеров рейтинга стран с очень высоким уровнем ИРЧП возглавила Норвегия, также вошли: Австралия, США, Нидерланды, Германия, Новая Зеландия, Ирландия, Швеция, Швейцария и Япония.
Ежегодно ООН публикует отчет о человеческом развитии во всем мире. Доклад о человеческом развитии 2012 года носит название «Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире» и рассматривает эволюцию геополитики нашего времени, исследует возникающие проблемы и тенденции, и характеризует новые действующие лица, формирующие картину развития [60].
Так, в докладе говорится о том, что развивающиеся страны оказываются локомотивами будущего экономического роста и извлекают миллионы людей из бедности.
Казахстан обладает наибольшей площадью и наименьшей плотностью населения, на него приходится примерно 51% суммарного регионального ВВП, большая часть которого страна получает благодаря крупным запасам нефти. В Узбекистане самая большая численность населения - 29,78 млн. Жители страны составляют 45% всего населения региона. Кыргызстан и Туркменистан имеют почти одинаковое население - примерно по 5,5 млн и 5,1 млн. человек соответственно; однако на этом сходство заканчивается. Туркменистан - пустынная страна с крупными энергетическими запасами, особенно запасами природного газа, который дает 16% регионального - ВВП. Кыргызстан - небольшая горная страна с незначительными природными ресурсами, за исключением водных ресурсов, гидроэнергетики и некоторого количества золота, что дает примерно 5% регионального ВВП. Таджикистан в основном похож на Кыргызстан с точки зрения ресурсов и размера [61].
Однако, все страны Центральной Азии имеют более высокий индекс образования, чем можно было ожидать при их уровне экономического развития (рисунок 10). Для таких стран, как Кыргызстан и Таджикистан, обладающих незначительными природными ресурсами, человеческие ресурсы являются одним из важнейших активов. Однако снижение финансирования образования и стандартов обучения постоянно уменьшает это преимущество. Кроме того, в период с 1990 по 1997 год страны столкнулись с непрекращающейся эмиграцией ученых, инженеров, врачей и других квалифицированных специалистов в Россию, Турцию, США и Европу. Узбекистан потерял около 10% интеллектуальной элиты ежегодно в течение первых четырех лет независимости. Отток населения особенно был заметен в городах Ангрен, Алмалык, Чирчик и Фергана [62].
Рисунок 10 - Индекс грамотности в странах Центральной Азии в 2012 г.
На сегодняшний день в странах Центральной Азии начаты процессы реформирования сферы образования, существенно увеличены доли платных форм обучения, возросла престижность образования. Прослеживается корреляция между уровнями образования и экономического развития. Так, в Туркменистане с 2007 года была начата реформирование системы образования, которая принесла определенные успехи в этой области. Правительство Туркменистана увеличило продолжительность обязательного начального образования с 9 до 10 лет, начиная с 2013 года, продолжительность образования увеличилась до 12 лет.
В 2007 году охват начальным обучением составлял 99%, тогда как в странах Центральной Азии вместе взятых этот показатель составил — 92%, аналогично со странами Восточной, Центральной Европы и странами СНГ вместе взятых. Цель увеличения продолжительности обучения в Туркменистане состоит в гармонизации системы образования страны с международными стандартами. Туркменистан стал пятой из постсоветских странах после трех прибалтийских государств и Грузии, реформировавших советскую систему 11-летнего начального и среднего образования. Проблема заключается том, что изменения были осуществлены слишком быстро [63].
По другим показателям ИРЧП, такому как индекс долголетия наиболее высокие показатели имеют области Узбекистана, тогда как самая низкая продолжительность жизни типична для наиболее проблемных территорий в экономическом, природно-климатическом или экологическом отношении. Ожидаемая продолжительность жизни в странах Центральной Азии в 2012 году составила 65-68 лет. В Туркменистане этот показатель минимальный и на 2012 год составлял 65,2 года, в Таджикистане - 67,8 лет, в Казахстане - 67,4 года (таблица 4) [64].
Таблица 4 - Ожидаемая продолжительность жизни в странах Центральной Азии (лет)
Страна | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2012 г. |
Казахстан | 67,5 | 64,6 | 65,9 | 67,4 |
Кыргызстан | 67,9 | 67,8 | 65,6 | 68,0 |
Узбекистан | 67,5 | 69,0 | 66,8 | 68,6 |
Туременистан | 64,9 | 66,2 | 62,6 | 65,2 |
Татджикистан | 62,3 | 63,6 | 65,4 | 67,8 |
За первые годы независимости основные индикаторы здоровья в Центральной Азии ухудшились. Растущая бедность, упадок системы социальной защиты, а также растущее число инфекционных и неинфекционных заболеваний резко сократили показатели средней продолжительности жизни, хотя они и стали улучшаться с конца 1990-х гг.
За 7 лет с 1995 по 2012 годы показатель продолжительности жизни в Узбекистане выросла на 1,1 года, аналогичный показатель в Кыргызстане составил 0,1 год.
Анализируя среднюю продолжительность жизни населения в Республике Казахстан, следует отметить, что за период с 1999 г. по 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни в республике увеличилась с 65,7 лет в 1999 г. до 69,0 в 2011 г.
За последнее десятилетие, т.е. межпереписной период 1999- 2009 гг. Средняя продолжительность предстоящей жизни увеличилась в целом по республике на 3 года, среди мужчин - на 3 года, а среди женщин на 2,6 лет (соответственно в 2009 г. продолжительность жизни всего населения - 68,6, мужчин - 63,6, женщин 73,5 лет) [65].
Ссылки на источники:
Авторы: Нюсупова Г.Н., Токбергенова А.А., Калимурзина А.А.
Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter