Возможности и перспективы участия ШОС в разрешении конфликтов в зоне ответственности организации (часть 3)
Проблема расширения организации
Одной из актуальных тем на повестке последних нескольких саммитов остается проблема расширения организации за счет приема стран-наблюдателей. По данному вопросу среди экспертного сообщества стран - участниц ШОС все еще распространено мнение о нецелесообразности увеличения организации на данном этапе. Расширение, особенно с учетом мотивации каждой из стран-претендентов, содержит определенные риски и может спровоцировать новые вызовы, в том числе в отношениях внутри ШОС и с третьими странами.
В то же время, необходимо понимать, что в среднесрочной перспективе пополнение организации новыми членами - это неизбежный процесс. Учитывая данное обстоятельство, каждая из стран - участниц ШОС имеет свое видение относительно возможного расширения организации.
Российская сторона демонстрирует заинтересованность в принятии в ШОС Индии. На ташкентском саммите (2010 г.) Д. Медведев заявил, что увеличение организации за счет таких крупных держав, как Индия, способствовало бы укреплению ее авторитета. 12 апреля 2012 г. министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что «Россия поддержит принятие Индии и Пакистана в ШОС».
Китай на официальном уровне избегает выражения однозначных предпочтений по данному вопросу. Но в вопросе расширения китайская сторона руководствуется «Договором о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС от 16 августа 2007 г.». В соответствии с основными положениями договора практически ни один из нынешних кандидатов не может стать полноправным членом ШОС.
Таджикистан официально выступает за принятие Ирана, что связано с тесными политико-экономическими отношениями Душанбе и Тегерана.
Между тем, принятое на саммите ШОС в Ташкенте в 2010 г. «Положение о порядке приема в организацию новых членов», автоматически сняло с повестки дня вопрос о принятии Ирана. Он в ближайшее время не сможет стать полноправным членом ШОС, поскольку на него наложены санкции ООН. Данное требование является одним из восьми условий, предъявляемых потенциальным членам организации.
В то же время, следует учитывать, что продление моратория может снизить интерес к ШОС. В целях сохранения ее привлекательности в глазах потенциальных участников, целесообразным было бы принять одно из государств-наблюдателей в качестве постоянного члена.
Принятие Индии и Пакистана, в силу существующих между ними острых территориальных споров и различий в геополитических ориентациях, проблематично. Более того, включение этих двух азиатских держав привнесет в ШОС фактор дезинтеграции, в связи с чем необходимо сдерживать этот процесс. В этом плане в список требований для кандидатов уместно было бы добавить пункт по ядерным соглашениям. В частности, имеет смысл предложить внести в соответствующую статью Хартии ШОС раздел о необходимости ратификации договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.
Сегодня наибольшие шансы стать постоянным членом ШОС имеет Монголия. Эта страна, в отличие от других наблюдателей, рассматривает ШОС исключительно как инструмент развития регионального сотрудничества. Серьезных возражений со стороны России и Пекина кандидатура Монголии не может вызвать, хотя следует иметь в виду наличие у Монголии концепции «США как третьего соседа Монголии».
С точки зрения отношений ШОС со странами-партнерами принятие Монголии в организацию может создать определенные сложности. В частности, ее вступление вызовет недовольство со стороны других претендентов. Исходя из этого, обосновывая принятие Монголии в постоянные члены, нужно четко указать критерии, по которым остальные (Индия и Пакистан) пока не могут быть приняты в организацию.
В итоге, принятие в ШОС государств-наблюдателей (кроме Монголии) в качестве постоянных членов в ближнесрочной перспективе нежелательно. В связи с этим следует активизировать работу по программе «Партнер по диалогу». Данная программа по дает возможность участникам диалогов целенаправленно обсуждать интересующие их вопросы, избегая при этом проблем, связанных с формальным членством. Такой шаг будет способствовать сохранению интереса к организации.
Как бы там ни было, одно остается ясно, расширение ШОС не решает вопросов внутренней стабильности в странах-участницах. Напротив, возможность проведения скоординированной политики в области борьбы с трансграничной и киберпреступностью, а также другими вызовами будет усложнена.
Таким образом, на основе изложенного можно заключить, что в настоящее время члены ШОС проявляют большой интерес к принятию активного участия в решении региональных проблем, связанных с международным терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей. С учетом того, что решение указанных проблем постоянно актуализируется в современных условиях, ШОС выступает оптимальной диалоговой площадкой для обсуждения этих вопросов.
Видные общественно-политические деятели Китая, говоря об афганской проблематике, прежде всего, указывают на негативные моменты, связанные с длительным американским присутствием в Афганистане и в целом на азиатском континенте. В экспертной среде КНР идет активное обсуждение участия Китая в афганском урегулировании. Китайские официальные власти для эффективной борьбы с нетрадиционными угрозами безопасности выступают за объединение усилий мирового сообщества и международных организаций в деле решения афганской проблемы комплексными средствами.
Ссылки на источники:
75. |
ЧэнЯвэнь. «Китай и Россия становятся «потенциальными союзниками» в области энергетики» - 21.05.2012 12:00 // http://russian.people.com.cn/95181/7822539.html |
76. |
Изимов Р.Ю. Актуальные вопросы взаимодействия в рамках ШОС. // cc-sauran.kz |
Авторы: Нюсупова Г.Н., Калиаскарова З.К., Токбергенова А.А.
Нашли ошибку в тексте - выделите и нажмите ctrl enter